Баллада о Кокильоне


Жил-был учитель скромный Кокильон,

Любил наукой баловаться он.

Земной поклон - за то, что он

Был в химию влюблен,

И по ночам над чем-то там

Химичил Кокильон.


Но, мученик науки, гоним и обездолен,

Всегда в глазах толпы он - алхимик-шарлатан, -

И из любимой школы в два счета был уволен,

Верней - в три шеи выгнан, непонятый титан.


Титан лабораторию держал

И там творил и мыслил, и дерзал.

За просто так - не за мильон -

В двухсуточный бульон

Швырнуть сумел все, что имел,

Великий Кокильон.


Да мы бы забросали каменьями Ньютона,

Мы б за такое дело измазали в смоле!

Так случай не позволил плевать на Кокильона, -

Однажды в адской смеси заквасилось желе.


Бульон изобретателя потряс, -

Был он - ничто : не жидкость и не газ.

И был смущен и потрясен,

И даже удивлен.

"Эге! Ха-ха! О, Эврика!" -

Воскликнул Кокильон.


Три дня он развлекался игрой на пианино,

На самом дне в сухом вине он истину искал...

Вдруг произнес он внятно :"Какая чертовщина!.." -

И твердою походкою он к дому зашагал.


Он днем был склонен к мыслям и мечтам,

Но в нем кипели страсти по ночам.

И вот, на поиск устремлен,

Мечтой испепелен,

В один момент в эксперимент

Включился Кокильон.


Душа его просила, и плоть его хотела

До истины добраться, до цели и до дна, -

Проверить состоянье таинственного тела -

Узнать, что он такое : оно или она.


Но был и в этом опыте изъян :

Забыл фанатик намертво про кран.

В погоне за открытьем он

Был слишком воспален -

И миг настал, когда нажал

На крантик Кокильон.


И закричал безумный : "Да это же - коллоид!

Не жидкость это, братцы, - коллоидальный газ!"

Вот так, блеснув в науке, как в небе астероид,

Взорвался - и в шипенье безвременно угас.


И вот так в этом газе и лежит,

Народ его открытьем дорожит.

Но он не мертв - он усыплен, -

Разбужен будет он

Через века. Дремли пока,

Великий Кокильон!


А мы, склонив колени, глядим благоговейно, -

Таких, как он, немного - четыре на мильон :

Возьмем Ньютона, Бора и старика Эйнштейна -

Вот три великих мужа, - четвертый - Кокильон!


1973

Творчество

Театр

В основном имя Высоцкого как театрального актёра связано с Театром на Таганке. В этом театре он участвовал в 15 спектаклях (в том числе «Жизнь Галилея», «Вишнёвый сад», «Гамлет»). Более чем в 10 спектаклях (не только Театра на Таганке) исполнялись его песни.

В 1956 г. Высоцкий уходит с первого курса МИСИ, решив посвятить себя актёрской карьере. Летом 1956 г. он подал документы в три театральных училища: им. Щепкина, им. Щукина и Школу-студию МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко, везде прошёл собеседования по специальности.

В итоге Высоцкий поступает в Школу-студию МХАТ. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем — у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова.

В 1959 год Высоцкий получает первую роль — Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание».

После окончания Школы-студии, летом 1960 г. Высоцкий поступает в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина и едет в Ригу на свои первые гастроли.

В начале 1962 года он уходит из театра им. Пушкина в Московский театр миниатюр, откуда в марте того же года его увольняют «за полное отсутствие чувства юмора». В мае Высоцкий возвращается в театр им. Пушкина и в июне уезжает на гастроли по Уралу. В Свердловске он принимает участие в телеверсии спектакля «Дневник женщины». После гастролей Высоцкого увольняют и отсюда без права работать по специальности. В итоге в театре им. Пушкина Высоцкий сыграл около 10, в основном, эпизодических ролей.

Московский театр драмы и комедии на Таганке

«Некоторые склонны считать, что без Высоцкого не было бы Театра на Таганке. В. С. Высоцкий: Это без Театра на Таганке не было бы Высоцкого».

— журналистка, из интервью.

Осенью 1964 года Владимир Высоцкий поступает на работу в Театр на Таганке, где проработал до конца жизни. Несмотря на то, что Высоцкий пришёл в театр всего через четыре месяца после его открытия, он считается там новеньким, молодым и получает только маленькие роли. Крупные роли достаются Николаю Губенко. Первая большая роль Высоцкого — Галилей, будет только через 2 года; сперва же это Второй бог в «Добром человеке», драгун в «Герое нашего времени» и т. п. Хотя выдающийся талант актёра виден и раньше — например, в «Антимирах», по словам Вознесенского, Высоцкий «до стона заводил пубику».

Радиоспектакли

Владимир Высоцкий лично принимал участие в создании 11 радиоспектаклей. Для некоторых из них он написал песни.

Несмотря на то, что большинство спектаклей транслировалось по радио, часть из них не являются радиоспектаклями в чистом виде. Среди них есть дискоспектакли (то есть записи, предназначенные для издания на пластинках): «Алиса в стране чудес», «Незнакомка», «Зелёный фургон», «Каменный гость», «Мартин Иден», а также аудиозаписи спектаклей Театра на Таганке: «Павшие и живые» и «Гамлет».