Баллада о гипсе


Нет острых ощущений - все старье, гнилье и хлам,-

Того гляди, с тоски сыграю в ящик.

Балкон бы, что ли, сверху, иль автобус - пополам,-

Вот это дело, это подходяще!


Повезло! Наконец повезло! -

Видит бог, что дошел я до точки! -

Самосвал в тридцать тысяч кило

Мне скелет раздробил на кусочки!


Вот лежу я на спине

Загипсованный,-

Каждый член у мене -

Расфасованный

По отдельности

До исправности,-

Все будет в целости

И в сохранности!


Эх, жаль, что не роняли вам на череп утюгов,-

Скорблю о вас - как мало вы успели! -

Ах, это просто прелесть - сотрясение мозгов,

Ах, это наслажденье - гипс на теле!


Как броня - на груди у меня,

На руках моих - крепкие латы,-

Так и хочется крикнуть: "Коня мне, коня!"-

И верхом ускакать из палаты!


И лежу я на спине

Загипсованный,-

Каждый член у мене -

Расфасованный

По отдельности

До исправности,-

Все будет в целости

И в сохранности!


Задавлены все чувства - лишь для боли нет преград,-

Ну что ж, мы сами часто чувства губим,-

Зато я, как ребенок, - весь спеленутый до пят

И окруженный человеколюбием!


Под влияньем сестрички ночной

Я любовию к людям проникся -

И, клянусь, до доски гробовой

Я б остался невольником гипса!


И лежу я на спине

Загипсованный,-

Каждый член у мене -

Расфасованный

По отдельности

До исправности,-

Все будет в целости

И в сохранности!


Вот хорошо б еще, чтоб мне не видеть прежних снов:

Они - как острый нож для инвалида,-

Во сне я рвусь наружу из-под гипсовых оков,

Мне снятся свечи, рифмы и коррида...


Ах, надежна ты, гипса броня,

От того, кто намерен кусаться!

Но одно угнетает меня:

Что никак не могу почесаться,-


Что лежу я на спине

Загипсованный,-

Каждый член у мене -

Расфасованный

По отдельности

До исправности,-

Все будет в целости

И в сохранности!


Так, я давно здоров, но не намерен гипс снимать:

Пусть руки стали чем-то вроде бивней,

Пусть ноги истончали - мне на это наплевать,-

Зато кажусь значительней, массивней!


Я под гипсом хожу ходуном,

Наступаю на пятки прохожим,-

Мне удобней казаться слоном

И себя ощущать толстокожим!


И по жизни я иду,

Загипсованный,-

Каждый член у мене -

Расфасованный

По отдельности

До исправности,-

Все будет в целости

И в сохранности!

Творчество

Поэзия и песни

Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), то есть его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений.

Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, но чаще из-за бюрократических запретов, в окончательные версии не вошла (например, в фильмы «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора Крохина», «Особое мнение» и другие).

Стиль и тематика песен

«Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом — на аккордеоне. Я тогда еще не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие стихи на ритмы.»

— Владимир Высоцкий, «Пишу я очень давно…»

Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович достаточно негативно относился к так называемым КСП (клубам самодеятельной песни) и «бардовскому» движению вообще:

«Значит, „Как Вы относитесь к нынешнему менестрелизму и что, по-Вашему, — бардовская песня?“ Во-первых, я эти два слова впервые слышу — слово „менестрелизм“ вот и „бардовская“. Вы знаете, в чём дело — я никак не отношусь. Я никогда к этому никак не относился, никогда себя не считал никаким ни „бардом“, ни „менестрелем“. Вот, и тут, вы понимаете… Я никогда не принимал участия ни в каких „вечерах“ этих, которые организовывались. Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых „бардов“ и „менестрелей“, что я к ним не хочу никакого отношения иметь.»

— Стенограмма выступления Высоцкого в г. Ворошиловграде 25 января 1978 г. (21 ч.)

Кроме того, в отличие от большинства советских «бардов», Высоцкий был профессиональным актёром и, уже по этой причине, не может быть отнесён к самодеятельности.

Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику (прямую или, чаще, написанную эзоповым языком) существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог в цирке»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».

Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов — всё это и принесло ему широкую популярность. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой Высоцкому было всего 7 лет) — хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей.

Песни Высоцкого отличаются повышенным вниманием, в первую очередь, к тексту и содержанию, а не к форме (с противопоставлением себя эстраде и с критикой (возможно, самой первой) попсы, хотя и без использования термина).