Баллада о гипсе


Нет острых ощущений - все старье, гнилье и хлам,-

Того гляди, с тоски сыграю в ящик.

Балкон бы, что ли, сверху, иль автобус - пополам,-

Вот это дело, это подходяще!


Повезло! Наконец повезло! -

Видит бог, что дошел я до точки! -

Самосвал в тридцать тысяч кило

Мне скелет раздробил на кусочки!


Вот лежу я на спине

Загипсованный,-

Каждый член у мене -

Расфасованный

По отдельности

До исправности,-

Все будет в целости

И в сохранности!


Эх, жаль, что не роняли вам на череп утюгов,-

Скорблю о вас - как мало вы успели! -

Ах, это просто прелесть - сотрясение мозгов,

Ах, это наслажденье - гипс на теле!


Как броня - на груди у меня,

На руках моих - крепкие латы,-

Так и хочется крикнуть: "Коня мне, коня!"-

И верхом ускакать из палаты!


И лежу я на спине

Загипсованный,-

Каждый член у мене -

Расфасованный

По отдельности

До исправности,-

Все будет в целости

И в сохранности!


Задавлены все чувства - лишь для боли нет преград,-

Ну что ж, мы сами часто чувства губим,-

Зато я, как ребенок, - весь спеленутый до пят

И окруженный человеколюбием!


Под влияньем сестрички ночной

Я любовию к людям проникся -

И, клянусь, до доски гробовой

Я б остался невольником гипса!


И лежу я на спине

Загипсованный,-

Каждый член у мене -

Расфасованный

По отдельности

До исправности,-

Все будет в целости

И в сохранности!


Вот хорошо б еще, чтоб мне не видеть прежних снов:

Они - как острый нож для инвалида,-

Во сне я рвусь наружу из-под гипсовых оков,

Мне снятся свечи, рифмы и коррида...


Ах, надежна ты, гипса броня,

От того, кто намерен кусаться!

Но одно угнетает меня:

Что никак не могу почесаться,-


Что лежу я на спине

Загипсованный,-

Каждый член у мене -

Расфасованный

По отдельности

До исправности,-

Все будет в целости

И в сохранности!


Так, я давно здоров, но не намерен гипс снимать:

Пусть руки стали чем-то вроде бивней,

Пусть ноги истончали - мне на это наплевать,-

Зато кажусь значительней, массивней!


Я под гипсом хожу ходуном,

Наступаю на пятки прохожим,-

Мне удобней казаться слоном

И себя ощущать толстокожим!


И по жизни я иду,

Загипсованный,-

Каждый член у мене -

Расфасованный

По отдельности

До исправности,-

Все будет в целости

И в сохранности!

Статьи

Рецензировать поэтические тексты Высоцкого - все равно что рецензировать собственную юность

Автор: Дмитрий Вересов
Сайт: Аргументы И Факты

Странное занятие - рецензировать поэтические тексты Высоцкого. Все равно что рецензировать собственную юность, частицу мозга, крови, души... Поэтому сегодня - не столько о нем, сколько о себе (применительно, разумеется, к предмету рецензии), и пусть те, чья юность пришлась на советские годы, что называется, сравнят впечатления, а кто помоложе - попробует почувствовать то, что когда-то чувствовали мы...

Высоцкого вживую я видел один раз, когда нашему восьмому «а» по большому блату организовали культпоход на спектакль легендарного Театра на Таганке, гастролировавшего в Ленинграде,-с обязательством написать сочинение об увиденном. Тогда мы вряд ли могли оценить профессиональный подвиг Юрия Любимова, предпринявшего постановку по, мягко говоря, неоднозначной и малопригодной для театральной адаптации книге американского журналиста-коммуниста Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». Сочинение по итогам культпохода я озаглавил «Три минуты, которые потрясли зал» - речь, разумеется, шла о появлении на сцене Владимира Высоцкого, в тельняшке и при маузере в громадной деревянной кобуре, исполнившего в неподражаемой своей манере знаменитые куплеты про толкучий базар. Зрители подпевали стоя. Примерно к концу шестидесятых никому не надо было объяснять, кто такой Высоцкий. Песни его звучали уже везде - в студенческих и рабочих общежитиях, на интеллигентских кухнях и дачах больших начальников, в вагонах электричек и на дворовых скамеечках. Большинство моих друзей-сверстников впервые услышали их в пионерских лагерях, в силу возраста и социального происхождения отдавая предпочтение не столько «уркаганским», сколько сказочным сюжетам: про деградацию пушкинского Лукоморья, про дипломатический скандал между нашей и ихней нечистью и, само собой, про подвиги опального стрелка. «А принцессу мне и даром не надо / Чуду-юду я и так победю!» - самозабвенно выкрикивали личности младшего пионерского возраста, еще не подозревая, что через годик-другой половое созревание круто поменяет приоритеты. Кстати, конкретно в нашем пионерлагере, принадлежавшем Ленинградскому университету, Высоцкого случалось посмотреть и на киноэкране - привозили нам и «Опасные гастроли», и «Вертикаль», и даже «Короткие встречи». Конечно же, первым номером для нас были песни в исполнении кумира, а все прочее, происходящее на экране, воспринималось как некий гарнир, затяжная интермедия между музыкальными номерами. А потом с подачи «вражьих голосов» пришло жуткое известие о смерти Высоцкого от остановки сердца. Слухи, по счастью, оказались ложными - точнее, ложными наполовину... И с блаженными улыбками мы цитировали друг другу Вознесенского:

О златоустом блатаре рыдай, Россия!
Какое время на дворе - таков мессия.
А в Склифосовке филиал Евангелья.
И Воскрешающий сказал: «Закрыть едальники!»

По-настоящему все случилось десять лет спустя, и масштаб потери мы поняли уже по-взрослому... Феноменальная, запредельная слава Высоцкого порождала народную мифологию, подчас весьма причудливую. Не было, наверное, на Руси такой пивной, в которой не появлялся бы периодически всегда разный, но неизменно брутальный и небритый индивид, который воевал, сидел или как минимум штурмовал пик Коммунизма «с Володей», а с каким - уточнять не требовалось. Верили ему редко, но наливали практически всегда, желая хотя бы таким, трижды иллюзорным образом соприкоснуться с гением - и одновременно зеркалом - эпохи, в которую нам суждено было родиться.

Никита Джигурда, актер:

«Я считаю, что Высоцкий - это Пушкин XX века. Александра Сергеевича не все любили при жизни, а многие скептически относились к его творчеству, такая же ситуация была и с Высоцким. И он, так же, как и Пушкин, сделал своеобразную революцию в русском литературном языке, переведя пафосную советскую речь в человеческое русло, говоря о высоких чувствах доступным земным языком. Достаточно сказать, что Иосиф Бродский называл Высоцкого великим поэтом. И сегодня, безусловно, творчество Высоцкого, как всякая классика, должно пропагандироваться и преподаваться на государственном уровне. Ведь в нем заложена целая эпоха».

Назад