Дальний Восток


Долго же шел, ты, в конверте листок,

Вышли последние сроки.

Но потому он и Дальний Восток,

Что далеко на востоке.


Ждешь с нетерпеньем ответ ты,

Весточку в несколоко слов.

Мы здесь встречаем рассветы

Раньше на восемь часов.


Здесь до утра пароходы ревут

Средь океанской шумихи.

Не потому его Тихим зовут,

Что он действительно тихий.


Ты не пугайся рассказов о том,

Будто здесь самый край света.

Рядом еще Сахалин, а потом

Круглая наша планета.


Что говорить, здесь, конечно, не рай,

Невмоготу переписка,

Знаешь что... милая. ты приезжай,

Дальний восток - это близко.


Скоро получишь ответ ты -

Весточку в несколько слов.

Вместе мы встретим рассветы

Раньше на восемь часов.

Статьи

Владимир Высоцкий: разгул последнего отчаяния

Автор: Владимир Грибанов
Сайт: Аргументы И Факты

Почти повторяя судьбу другого русского поэта - Сергея Есенина, уже прославленный артист и бард женится на заграничной знаменитости. Оставив семью, Высоцкий связывает свою жизнь со звездой французского кино, актрисой русского происхождения Мариной Влади, за несколько лет до этого потрясшей советский народ своей ролью в фильме 'Колдунья' по повести А. Куприна 'Олеся'.

Нынешней молодежи, не имеющей общего кумира среди современников, наверное, и не понять, чем был для СССР в 70-е годы прошедшего века актер и поэт Владимир Высоцкий. Власти не очень-то жаловали его, поэтому о Высоцком писали мало, народ почти ничего не знал о своем любимце, а посему Владимир Высоцкий еще при жизни был человеком легендарным.
Во время 'перестройки' друзья и поклонники Высоцкого пытались сделать из него героя уходящей эпохи: сняли про него кучу фильмов, выпустили книги его стихов и прозы, а также массу воспоминаний о нем. Всяк старался показать, как Высоцкий чтил и любил именно его.
Потом все вошло в 'колею' (любимое словечко Высоцкого). Поэту и актеру досталось ровно то место, которое он заслужил. Теперь он считается классиком, а это значит, что его жизнь и творчество канонизированы. Говорить и писать о нем стали редко. А зря. Ведь Владимир Высоцкий и его судьба весьма поучительный пример талантливого сплава смеха и отчаяния - одной из высших форм настоящей трагедии. Обращаясь к личности и творчеству этого человека, сразу попадаешь в сложность оценок и неоднозначность событий.

Гуляка с гитарой

Если отвлечься от восторженных или презрительных отзывов о нем, то в итоге останется биография изрядно типичного московского 'центрового' парня: портвейн в подворотне, гитара, сначала блатные, затем остросоциальные песни, пьянство, скандалы на работе, подорванное здоровье, надорванное сердце, ранняя смерть... События, на первый взгляд, не ах какие редкие. Главное здесь - вопросы: почему он пел свои стихи под гитару, почему пил, почему не мог успокоиться в семейном быту, почему был любим народом и не любим властью, зачем жил и отчего умер?
Начнем с того, что в самом раннем детстве в биографии Высоцкого произошли весьма неординарные события: в возрасте девяти лет он попал из московской неустроенной коммуналки в оккупированную Германию вместе с отцом-офицером, который к тому времени уже разошелся с матерью Владимира. Эти впечатления не были похожи на жизнь его московских сверстников в послевоенной советской столице.
Отношения Высоцкого с отчимом сложились хуже, чем с мачехой. С ней он поселился после Германии в центре Москвы - в Большом Каретном переулке, где судьба и свела его с компанией типичной городской молодежи 50-х, чье детство пришлось на тяжелые военные годы, юность - на 'оттепель', а зрелость - на унылый 'застой'. В годы молодости Высоцкого была в ходу блатная романтика - наследие сталинского ГУЛАГа. Ни одна дворовая компания не обходилась без гитары и душещипательных песен о Колыме, Воркуте, Мурке, а также довоенных романсов Козина и Петра Лещенко. Так в жизни Высоцкого появилась гитара.
Он еще не знал, что станет актером - после школы пошел по настоянию отца в инженерно-строительный институт, но бросил его через три месяца, а через год уже учился на актерском факультете Школы-студии МХАТа. Здесь он познакомился со студенткой Изой Жуковой, которая стала его первой женой. Третьекурсником Высоцкий дебютировал на киноэкране, сыграв маленькую роль в фильме 'Сверстники'. Тогда же впервые выступил в студенческом театре МГУ с исполнением под гитару собственных песен.
После окончания Школы-студии он попал на работу в московский театр им. Пушкина, играл в эпизодах, в массовке, радости от сцены не получал. Зато в кино сыграл уже замеченную публикой роль в известной молодежной картине 'Карьера Димы Горина'. С супругой они рассорились, Иза уехала из Москвы, а Высоцкий на съемках очередного фильма познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой, которая стала его второй женой.
Тем временем сначала по Москве, а потом и по стране стали расходиться песни Высоцкого - блатные по преимуществу, которые он сочинял под псевдонимом Сергей Кулешов. Актер часто снимается в кино, но роли это небольшие, серые, а фильмы скучные и пустые. Остатки компании с Большого Каретного нередко собираются вместе, пьют. Для Высоцкого пьянство становится пагубной привычкой, причиной разлада в семье и на работе.
В начале 60-х у Высоцкого появляются два сына - Аркадий и Никита. Однако отец у них непутевый: он редко бывает дома, пьянствует, заводит романы на стороне. В 1967 году на экраны выходит картина 'Вертикаль', которая приносит Высоцкому настоящий успех, особенно его песням из фильма. Страна к тому времени обзаводится магнитофонами, и буквально в каждом доме появляются неофициальные записи песен Высоцкого. Это неподцензурное творчество не нравится власти - Высоцкого часто не утверждают на роли в кино, его песни не допускаются на радио и грампластинки.
Почти повторяя судьбу другого русского поэта - Сергея Есенина, уже прославленный артист и бард женится на заграничной знаменитости. Оставив семью, Высоцкий связывает свою жизнь со звездой французского кино, актрисой русского происхождения Мариной Влади, за несколько лет до этого потрясшей советский народ своей ролью в фильме 'Колдунья' по повести А. Куприна 'Олеся'.
В театре на Таганке, где играет теперь Высоцкий, то дают ему главные роли, то выгоняют с работы за пьянство. Несколько раз Высоцкий был близок к смерти - он попадает в реанимацию из-за больного сердца, напряженной нервной деятельности, злоупотребления алкоголем. Заграничная супруга вводит актера и певца в круг европейских знаменитостей. На Западе выходит несколько пластинок Высоцкого. Появляются значительные роли в кино и на телевидении. Однако все обрывает смерть.
28 июля 1980 года Москва хоронила Высоцкого. Похороны стали скорбным протестом десятков тысяч людей против безвременья 'застоя', выразителем и обличителем которого был Владимир Высоцкий. Он умер в возрасте 42 лет, совсем не на излете творчества, а как раз обретая зрелость большого поэта и артиста.

Властелин души народной

До сих пор идут иногда споры: кем же Высоцкий был больше - актером или поэтом. Одни утверждают, что песни и стихи Высоцкого весьма заурядны, и только блестящее исполнение самим автором делает их произведениями искусства. Другие говорят, что никакие роли Высоцкого на сцене и на экране не могут сравниться по степени оригинальности и таланта с его песнями.
Дискуссия эта правомерна и, возможно, не кончится никогда, пока будут слушать, смотреть и помнить Высоцкого. Одна сторона его творчества неразрывно связана с другой стороной. Его песни - чаще всего монологи, от лица самых разных персонажей: шпаны, обывателей, военных, сказочных героев... В последние годы творчества - от лица самого себя. Здесь смешаны актерские, лицедейские, а также глубоко личностные сущности Высоцкого. Ту же смесь мы найдем и в его лучших ролях: на сцене - Галилей и Гамлет, на экране - геолог в картине 'Короткие встречи', белогвардейский офицер в фильме 'Служили два товарища', радист в 'Вертикали' и, конечно же, Глеб Жеглов в телесериале 'Место встречи изменить нельзя'.
И все же неслыханную, всенародную любовь Высоцкий заслужил, в большой степени, из-за социально-политической ситуации, в которой находилась страна в его время. Тупой и унылый 'застой', казалось многим, обречен на вечное существование. Ощущение безнадежности, подавление любой инициативы, скука полунищенского прозябания ввергли мужское население страны в повальное пьянство, воровство и цинизм, негромкое злословие в адрес власти.
Все это было присуще, в той или иной мере, героям песен и актерских работ Высоцкого. Он вслух и открыто вещал о том, чем жила страна на самом деле. Он насмешничал и печалился о том же, о чем ехидничали и горевали миллионы людей. Он один отвечал за всех. Люди двоедушничали: делали одно, а делали вид о другом, думали одно, а говорили другое. Одна юная поклонница творчества Высоцкого недаром объяснила свою любовь к нему: 'Он не врал'. Сейчас мы живем в другой стране, но остались многие беды тех лет, добавились новые проблемы и несуразности. Жаль, что Высоцкого нынешней эпохи у нас нет.
На мой взгляд, песни Владимира Высоцкого, в большинстве своем, остались в прошлом, историческим свидетельством. Зато успешно развиваются его манера и стиль исполнения, породившие недавно даже новый жанр: 'русский шансон'. Прекрасно смотрятся роли Высоцкого в кино. Некоторые его стихи, напечатанные в книгах, захватывают своей неподдельной высокой поэзией. Даже среди выдающихся личностей пантеона великой русской литературы, русского искусства Владимир Высоцкий не затерялся, не пропал. А это, конечно, означает, что его жизнь и творчество были не напрасны и, как говорил другой поэт, 'любезны народу'.

Назад