В день, когда мы, поддержкой земли заручась...


В день, когда мы, поддержкой земли заручась,

По высокой воде, по соленой своей,

Выйдем точно в назначенный час, -

Море станет укачивать нас,

Словно мать непутевых детей.


Волны будут работать - и в поте лица

Корабельные наши борты иссекут,

Торопливо машины начнут месяца

Составлять из ритмичных секунд.


А кругом - только водная гладь, - благодать!

И на длинные мили кругом - ни души!..

Оттого морякам тяжело привыкать

Засыпать после качки в домашней тиши.


Наши будни - без праздников, без выходных, -

В море нам и без отдыха хватит помех.

Мы подруг забываем своих :

Им - до нас, нам подчас не до них, -

Да простят они нам этот грех!


Нет, неправда! Вздыхаем о них у кормы

И во сне имена повторяем тайком.

Здесь совсем не за юбкой гоняемся мы,

Не за счастьем, а за косяком.


А кругом - только водная гладь, - благодать!

Ни заборов, ни стен - хоть паши, хоть пляши!..

Оттого морякам тяжело привыкать

Засыпать после качки в домашней тиши.


Говорят, что плывем мы за длинным рублем, -

Кстати, длинных рублей просто так не добыть, -

Но мы в море - за морем плывем,

И еще - за единственным днем,

О котором потом не забыть.


А когда из другой, непохожей весны

Мы к родному причалу придем прямиком, -

Растворятся морские ворота страны

Перед каждым своим моряком.


В море - водная гладь, да еще - благодать,

И вестей - никаких, сколько нам ни пиши...

Оттого морякам тяжело привыкать

Засыпать после качки в уютной тиши.


И опять уплываем, с землей обручась -

С этой самою верной невестой своей, -

Чтоб вернуться в назначенный час,

Как бы там не баюкало нас

Море - мать непутевых детей.


Вот маяк нам забыл подморгнуть с высоты,

Только пялит глаза - ошалел, обалдел :

Он увидел, что судно встает на винты,

Обороты врубив на предел.


А на пирсе стоять - все равно благодать, -

И качаться на суше, и петь от души.

Нам, вернувшимся, не привыкать привыкать

После громких штормов к долгожданной тиши!


1973

Биография

Признание

В годы строгой цензуры Высоцкий затрагивал целый ряд запретных тем, отчего и сам во многом был под запретом, но несмотря на существовавшие ограничения, популярность Высоцкого была и остается по сей день феноменальной. Это обусловливается человеческим обаянием и масштабностью личности, поэтическим даром, уникальностью исполнительского мастерства, предельной искренностью, свободолюбием, энергетикой исполнения песен и ролей, точностью раскрытия песенных тем и воплощения образов.

Официальное признание к Высоцкому пришло только после смерти. Сначала это были отдельные шаги: в 1981 году был опубликован первый крупный сборник произведений Высоцкого, «Нерв», и вышла первая полноценная («диск-гигант») советская пластинка. В 1986 году Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1987 посмертно присуждена Государственная премия СССР.

Потом поток набрал силу:

  • в честь Высоцкого назван астероид «Владвысоцкий» (2374 Vladvysotskij).
  • на всей территории бывшего СССР установлены более 20 памятников (и столько же памятных досок), ещё 4 памятника поэту есть за рубежом;
  • имя Высоцкого носят более 30 улиц (в том числе в Болгарии и Германии);
  • почти 20 скал и пиков, перевалов и речных порогов, каньонов и ледников названы в честь Высоцкого. Его имя присвоено даже горному плато на архипелаге Огненная Земля;
  • именем Высоцкого названы театры, корабли, самолёт, кафе, сорта цветов;
  • его памяти посвящены несколько спортивных турниров;
  • существует, как минимум, 6 музеев Высоцкого (из них наиболее известен «Дом Высоцкого на Таганке»).

В 1987 году вышел первый фильм о Высоцком — «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», режиссёра Эльдара Рязанова. В дальнейшем разными режиссёрами было снято ещё более 10 документальных фильмов, а по роману «Чёрная свеча» Владимир Яканин снял художественный фильм «Фартовый».

Количество книг о Высоцком растёт постоянно, — о нём пишут и его жёны, и друзья, и исследователи творчества.

Творчество Владимира Высоцкого, способствовавшее более широкому признанию авторской песни, косвенно помогло и становлению советского рока. Его стихи оказали прямое влияние на таких рок-музыкантов, как Александр Башлачёв, Юрий Шевчук («ДДТ»), Константин Кинчев («Алиса»), Андрей Макаревич («Машина времени») и Игорь Тальков. Так, например, видна прямая связь со стихами Высоцкого таких песен, как «Время колокольчиков» Башлачёва, «Сумерки» Кинчева, «Цыганочка» Юрия Шевчука. Косвенно Высоцкий повлиял и на Виктора Цоя («Кино»), Бориса Гребенщикова («Аквариум»), Юрия Клинских (Хой) («Сектор газа»), Егора Летова («Гражданская оборона») и многих других.

После смерти Высоцкого его памяти посвящены стихи и песни многих поэтов (например, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский), бардов (например, Ю. Визбор, Б. Окуджава, М. Щербаков), рок-музыкантов и исполнителей авторской песни (например, А. Башлачёв, А. Макаревич, Ю. Лоза) и других.

Образ Владимира Высоцкого также использован:

  • в фильме Ивана Дыховичного «Копейка» — в роли Высоцкого Игорь Арташонов;
  • в сериале «Галина» — в роли Высоцкого — ?;
  • как прототип главного героя повести А. и Б. Стругацких «Гадкие лебеди» Виктора Банева. С разрешения Высоцкого в повести в слегка изменённом варианте используется его песня «Сыт я по горло, до подбородка ...».

В 2011 году выйдет художественный фильм «Чёрный человек» о тех 5 днях, когда Владимир Семёнович пережил клиническую смерть.

Назад